Введение

Железная дорога для всех, а для детей особенно - зона повышенной опасности. Но, как ни странно, именно она привлекает детей и подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых людей, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения строгих правил поведения на железной дороге зависит здоровье, а порой и наша жизнь.

Актуальность этого вопроса повышается во время школьных каникул, когда дети предоставлены сами себе. При отсутствии контроля со стороны родителей и грамотной разъяснительной работы в школах ребята просто не умеют вести себя на железной дороге. Они беспечно бродят на путях, катаются на подножках вагонов, ищут развлечений. Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться.

В целях предупреждения детского травматизма на территории дороги необходимо своевременно доводить до сведения детей и подростков элементарные меры осторожности при посещении объектов транспорта, при пользовании электрическими и пассажирскими поездами.

Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт - зона повышенной опасности и, пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности.

Воспитание культуры поведения детей на объектах железнодорожного транспорта

Каждый год на железнодорожных путях гибнут дети. Анализ показывает, что большинство несчастных случаев приходится на время школьных каникул. Самой распространенной причиной травматизма на железной дороге является собственная неосторожность - неоправданная ничем спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, настилами, незнание правил безопасности на железнодорожном транспорте (хождение по путям в неустановленных местах, переход перед близко идущими поездами на путях перегонов), халатность взрослых, оставляющих своих чад без присмотра.

Устраивая игры на железной дороге, дети подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Часто визиты детей на железную дорогу связаны отнюдь не с необходимостью воспользоваться транспортом в качестве пассажиров, а с играми, забавами - следствием неосведомленности. Взрослые говорят «нельзя», но мало кто пытается и может объяснить почему, а ведь о том, что здесь нужно вести максимально осторожно, предупреждают различные средства наглядной информации. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности при нахождении в зоне повышенной опасности, осознано нарушают их, и сломя голову перебегают железную дорогу перед носом мчащегося поезда. При этом иногда чудом успевают, а иногда нет. Очень бывает обидно, когда так поступают взрослые, идущие со своими детьми или внуками. Во-первых, показывают жизненно опасный пример, во-вторых, рискуют их жизнью.

Нередко железная дорога служит для людей «пешеходной дорогой», хотя хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в среднем составляет около тысячи метров.

Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточенно на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

Удивляет беспечность граждан, которые, игнорируя самые элементарные нормы поведения на объектах железнодорожного транспорта, прыгают с платформ на пути между платформами; открывают на ходу двери электричек; цепляются за хвостовой вагон; залезают на крышу вагона.

Отдельный разговор — о контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: до 27 500 вольт, а расстояние от крыши вагона до контактного провода над ним не превышает двух метров. Известно множество случаев на железных дорогах, когда шалости с влезанием на вагон заканчивались поражением током и смертью. Так 01 августа ребенок 16 лет залез на вагон грузового состава, встал во весь рост и попал под действие напряжения контактного провода, упал на пути и, в тяжелом состоянии, с множественными ожогами тела, отправлен в реанимацию.

Несчастья в семьях пострадавших объясняются не только нарушением или пренебрежением пострадавших к правилам техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях, но и равнодушием, невнимательностью рядом находящихся людей, которые могли подсказать, остановить и потребовать выполнения правил нахождения на железнодорожных путях, но не сделали этого.

Причиной детского травматизма в большинстве случаев является собственная неосторожность подростков, а также халатность родителей, оставляющих детей без присмотра.

Опасно находиться на близком расстоянии от рельсов. Можно быть сбитым выступающими частями локомотива, подножками вагонов или выступающим из вагона грузом.

В целях предотвращения случаев непроизводственного травматизма на дороге предлагаю создать на базе школы «Центр предупреждения детского травматизма на транспорте» из группы волонтеров, желающих:

•       проводить лекции и беседы в школах и других учебных заведениях, на тему того, чем опасна железная дорога и о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте;

•       проводить беседы с руководителями детских групп, отправляющихся на отдых, о правилах их нахождения на железнодорожных путях вблизи подвижного состава, правилах поведения в пути следования, при посадке-высадке из вагонов, ожидании поезда на пассажирских платформах, залах ожидания вокзалов;

•       издавать и распространять памятки для детей о правилах личной безопасности при нахождении на территории объектов железнодорожного транспорта;

•       издавать информационные плакаты следующего содержания: «Уважаемые родители! Берегите детей, не позволяйте им играть вблизи железнодорожного полотна. В ваших руках самое главное — жизнь ребенка!», «Уважаемые взрослые. Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги, будьте внимательны и бдительны. Помните, что железная дорога - не место для детских игр», «Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!», «Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда!»;

•       демонстрировать для детей на внеклассных уроках фильмы и мультфильмы по безопасности нахождения детей на железнодорожном транспорте;

•       проводить разъяснительную работу на родительских собраниях с использованием электронных справочных материалов и видеофильмов;

•       организовывать ежегодную акцию «Железная дорога - зона повышенной опасности» в связи с окончанием образовательного процесса и подготовкой школьников к проведению летних каникул;

•       во взаимодействии с Красноярской железной дорогой организовать посещение Музея железнодорожного транспорта и Детской железной дороги;

•       проводить общегородские и школьные познавательные викторины, веселые конкурсы и игры на тему безопасности нахождения на объектах железнодорожного транспорта.

Заключение

Данная работа должна послужить предостережением, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов, работников транспорта, от которых во многом зависит безопасность несовершеннолетних, проживающих вблизи объектов железной дороги, либо оказавшихся здесь по стечению обстоятельств.

Предупредить детей об опасности, вовремя удалить их с железнодорожного полотна - задача общая для всех взрослых.

В результате ожидается снижение показателей по детскому травматизму на Красноярской железной дороге.

В дальнейшем возможно расширение деятельности Центра по предупреждению детского травматизма на других видах транспорта.

Автор проекта: ученица 4 «А» класса Зайцева Валерия Антоновна

Красноярск 2012

Comments   

0 # Эдик горбатыйAnton 2015-01-23 04:13
Все думали, что Эдик горбатый, а у него просто был короткий шнур от наушников.
Reply | Reply with quote | Quote | Report to administrator

Add comment


Security code
Refresh